Заказать звонок
Заказать обратный звонок

Спасибо, Ваша заявка принята.

В ближайшее время менеджер свяжется с Вами.

Главная / Статьи / МАСЛА МОТОРНЫЕ

МАСЛА МОТОРНЫЕ

МАСЛА МОТОРНЫЕ

     Моторные масла используються для смазывания двигателей внутреннего сгорания. Они предназначены в основном для снижения трения и износа сопряженных деталей и oтвода от них тепла. Кроме того, они должны обладать эффективной нейтрализующей способностью в отношении образующихся при работе двигателя продуктов кислотного характера, высокой моющей и диспергирующей способностью, хорошими антиокислительными, антипенными, антикоррозионными и другими свойствами, предотвращающими снижение надежности работы двигателя и загрязнения окружающей среды.

    Классификация моторных масел

    Классификация по вязкости.

    Безаварийная работа двигателя в большой степени зависит от вязкости масла, выбранной согласно температуре окружающей среды и условиям работы. Нижний уровень вязкости должен выбираться таким, чтобы обеспечивать легкость запуска двигателя при заданных пусковом моменте и мощности аккумулятора даже при низких температурах окружающего воздуха. С другой стороны, уровень вязкости должен обеспечивать требования всех смазываемых узлов и при высоких рабочих тем­пературах. Для предотвращения неправильного выбора уровня вязкости по ранее применявшейся терминологии «жидкое» или высоковязкое» масло американским обществом автомобильных инженеров (SAE) и ASTM была разработана и внедрена система классификации моторных масел по вязкости. По классификации SAE применяют значения вязкости при 18 и при 100 °С для масел класса 5W, 10W и 20W  и только при 100 °С для классов 20, 30, 40 и 50 (см.таблицу). Она оценивает только свойства, свя­занные с текучестью, и не дает информации об остальных качествах масел.

 

Классы вязкости SAE для моторных масел согласно DIN 51 511 (IX.1978 г.) и SAE J 300 (VII.1977 г.)

Класс

вязкости

 

Динамическая вязкость при —18 °С, МПа*с *

Кинематическая вязкость при 100 °С**, мм2/с

минимальная

максимальная

5W

До 1 250

3,8

 

10W

От 1 250 до 2 500

4,1

15W***

От 2 500 до 5 000

5,6

20W

От 5 000 до 10 000

5,6

20

5,6

Ниже 9,3

30

9,3

Ниже 12,5

40

12,5

Ниже 16,3

50

60

16,3

21,9

Ниже 21,9

Ниже 26,1

    *Согласно DIN 51 377.

  **Согласно DIN 51 550.

***В стандарте SAE J 300 указан в сноске.

 

         Эта классификация стала общепрнятой в международном масштабе.

 

         Классификация по эксплуатационным свойствам.

    До 1940 г.для смазывания почти всех двигателей внутреннего сгорания применяли масла без присадок. Современные моторные масла весьма различны по концентрации, числу присадок и их композициям и соответственно по своим эксплуатационным свойствам. Различие обусловлено использованием их в карбюраторных и дизельных двигателях. Улучшенные характеристики и малые габариты современных двигателей, наряду с мерами, принимаемыми для за­щиты окружающей среды, ужесточают требования к моторным маслам, вызывая необходимость в постоянном совершенствова­нии эксплуатационных свойств.

     Применение присадок и продолжающееся улучшение качества моторных масел создало потребность в классификации по качеству помимо классификации по вязкости. Смазочный комитет американ­ского нефтяного института (АРI) опубликовал в 1947 г. класси­фикацию моторных масел, разделив их на три группы согласно содержанию в них присадок. Для преодоления возникших труд­ностей АР1 ввел в 1951 г. в классификацию разделение на масла для карбюраторных и для дизельных двигателей по принципу их применения в различных условиях работы. С тех пор были про­ведены различные пересмотры.

     Классификация моторных масел по уровню эксплуа­тационных свойств и согласно классификации двигателей по усло­виям эксплуатации SAE J 183а представлена в таблице. Кроме этого, во всем мире приняты военные спецификации США для оценки качества моторных масел. В Европе показатели этих спецификаций приняты в качестве обязательных всеми важ­нейшими производителями двигателей (за исключением произво­дителей крупных дизельных двигателей, которые используют другие спецификации).

API  S — моторные масла для бензиновых двигателей (Service Station).

 

SA

Базовое масло без присадок, иногда содержит антипенную и депрессорную присадки (для

двигателей, работающих в легких условиях)

Содержит небольшие количества ингибиторов окисления и противоизносных присадок,

удовлетворяет требованиям двигателей 1930 г.

Отвечает требованиям классификации API 1964 г. для смазывания карбюраторных двига-

телей;содержит присадки, снижающие износ, коррозию, высоко- и низкотемпературные

 отложения

SD

Отвечает требованиям классификации API 1968 г. для смазывания карбюраторных двига-

телей;содержит присадки такого же назначения,как масло класса SC,но более эффективные

SE.

Отвечает требованиям классификации API 1972 г. для смазывания карбюраторных двига-

телей;содержит присадки такого же назначения, как масло класса SD,но более эффективные

SF

Масла для двигателей до 1988 модельного года, питаемых этилированным бензином

Заменяют в более старых двигателя масла SC, SD, SE.

SG

Категория качества, утвержденная в 1988 году, предназначена для двигателей до

1993 модельного года, питаемых неэтилированным бензином с оксигентами

SH

Категория качества, утвержденная в 1992 году, предназначена для двигателей до

1996 модельного года.

SJ

Категория качества, утвержденная 06.11.1995 года. Масла, предназначенные для всех

используемых в настоящее время новейших бензиновых двигателей и полностью

заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделей двигателей

SL

Лицензионная категория с 1 июля 2001 г. для бензиновых двигателей. Данная катего-

рия имеет значительные преимущества по сравнению с SJ по таким параметрам, как

окисляемость, образование отложений, износ двигателя.

SM

Категория введена 30 ноября 2004 г. Масла предназначены для бензиновых двигателей,

обладают повышенной стойкостью к окислению, лучшей защитой от отложений и износа,

оптимизированными низкотемпературными свойствами, увеличенным интервалом заме-

ны и должны сохранять стабильность вышеперечисленных характеристик на протяжении

более длительного срока эксплуатации. Некоторые масла этой категории могут соответство-

вать последней спецификации ILSAC и/или быть энергосберегающими (Energy Conserving).

 

 

API  С — моторные масла для дизельных двигателей (Commercial).

 

СА

Соответствует требованиям 1940—1950 гг. для дизельных двигателей; содержит моющие и

противоизносные присадки; удовлетворяет требованиям спецификации MIL-L-2104A

СВ

Отвечает требованиям дизельных двигателей 1949 г. и спецификации MIL-L-2104A, но

применяется при использовании топлива с повышенным содержанием серы

СС

Отвечает требованиям дизельных двигателей 1961 г.с турбонаддувом и без; содержит при

садки, предотвращающие образование высоко- и низкотемпературных отложений и

коррозию; удовлетворяет требованиям спецификации MIL-L-2104B

CD+

Категория создана для удовлетворения требований японских автопроизводителей.

Масла характеризуются повышенной устойчивостью к окислению, загущению и

повышенной защитой клапанного механизма от износа.

CDII

Масла для двухтактных дизельных двигателей.

СЕ

Масла, предназначенные для форсированных и мощных дизельных двигателей с

турбонаддувом и без, работающих как при малых оборотах и больших нагрузках, так и при

больших оборотах и больших нагрузках. Заменяют масла категориий СС и CD в более

старых двигателях.

CF

Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники, для

двигателей с распределенным впрыском включая двигатели, работающие на топливе с

содержанием серы более 0.5 % от массы. Масла данной категории эффективню подавляют

образование нагара на поршнях, износ и коррозию медных сплавов подшипников.

Заменяют масла CD в боле старых двигателях.

CF-2

Масла для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей с 1994 модельного года.

CF-4

Категория введена в 1990 году. Масла, предназначенные для высокоскоростных

мощных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него,

устанавливаемых на мощных магистральных тягачах. Дополнительно к требованиям

СЕ обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к образованию нагара

на поршнях. Повышенные требования по токсичности отработанных газов. Заменяет масла

категории СЕ в более старых двигателях.

CG-4

Категория принята в 1995 году. Масла для высоконагруженных, высокоскоростных

четырехтактных дизельных двигател грузовых автомобилей магистрального типа,

использующих топливо с содержанием серы менее 0.5% от массы и немагистрального типа

(содержание серы может достигать 0.5% от массы). Заменяет масла категорий CD,

CE, CF-4. Основным недостатком ограничивающим применение, является большая

зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.

СН-4

Категория принята в 1998 году. Масла для высоконагруженных, высокоскоростных

четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа, выпол-

няющих жесткие требования стандартов 1998 года по токсичности отработавших газов.

Отвечают одновременно и требованиям Европейских автопроизводителей.

Допускают применение дизельного топлива с содержанием серы более 0.5% от массы.

CI-4

Категория разработана для двигателей с системой рециркуляции отработавших газов,

 обеспечивающих лучшую защиту и для с дизельных двигателей (без EGR), полностью

заменяя масла ранних спецификаций - API СН-4, CG-4 и CF-4. Ее введение

вызвано ужесточением требований к экологическим характеристикам моторов.

CJ-4

Категория предназначена для дизельных двигателей грузовых автомобилей моделей,

 которые оборудованы системами рециркуляции отработавших газов. Их охлаждение

и подача на впуск снижают до требуемых величин выброс оксидов азота, но ускоряют

 процессы старения масла, износ цилиндров, поршневых колец и коррозию подшипников

 коленчатого вала. Для предотвращения этих негативных последствий маслам класса CJ-4

 с помощью особо эффектиных присадок придают высокую стойкость к старению, лучшие

 противоизносные и антикоррозионные свойства.

 

 

API ЕС — энергосберегающие масла (Energy Соnserving).

 

SH/EC

Экономия топлива не менее 1.5%, по сравнению с эталонным маслом SAE20W30.

SH/ЕС II

Экономия топлива не менее 2.5%, по сравнению с эталонным маслом SAE20W30.

SJ/EC

Экономия в зависимости от вязкости тестируемого масла.

 

       По сравнению с американскими европейские моторы имеют более высокую степень форсирования и мах.обороты, большую удельную мощность,при меньшей массе,большими допустимыми скоростями движения и меньшим объёмом моторного масла на единицу удельной мощности.

       В связи с этим европейские автопроизводители не рекомендуют использовать моторные масла североамериканского производства без необходимых европейских допусков и при выборе автомобиль-ных масел рекомендуют обращать внимание в первую очередь на европейские спецификации.

 

ПО КЛАССИФИКАЦИИ АСЕА-2004 МОТОРНЫЕ МАСЛА ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ТРИ КЛАССА

А/В — масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей.

 С— масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов.

 Е—масла для мощных дизельных двигателей грузовых автомобилей, автобусов.

      Каждая группа классификации определяется буквенным обозначением это класс (например, А) и цифрой категория (например А1). Дополнительно для промышленной применимости добавляются еще две цифры года выпуска требований к этой категории (например, А1/В1-04). Новая цифра года показывает, что в категории появился новый тест, показатель или ограничение, которые удовлетворяют новым эксплуатационным требованиям. Номер выпуска добавляется, когда необходимо обновить технические требования к классификации, не ужесточая требования.

А/В: масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей.

По АСЕА 2004 категории А (бензиновые двигатели) и В (дизельные двигатели легковых автомобилей и фургонов) объединены, как например А1/В1 что значительно сблизило с реальными условиями применения. Категории А2 и В2 отменены как устаревшие и разрешены к использованию для тех автомобилей (старых моделей), для которых рекомендованы масла подобных категорий.

 

 

 

 

А1/В1

Масла, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей

 и фургонов, допускающих применение масел, имеющих пониженную вязкость (2.6-3.5 мПа*с)

 при высоких температурах и скоростях сдвига.

АЗ/ВЗ

Масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в высоко-

производительных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легких

фургонов и при указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные интервалы замены,

 круглогодичное использование масел с низкой вязкостью, применение в тяжелых режимах

эксплуатации, если это определено производителем двигателя.

АЗ/В4

Масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в высоко-

производительных бензиновых и дизельных двигателях с непосредственным впрыском

топлива легковых автомобилей и легких фургонов, также подходит для применения,

описанных в категории ВЗ.

А5/В5

Масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в

высокопроизводительных бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и

фургонов при увеличенных интервалах замены, допускающих применение масел,

имеющих пониженную вязкость (2.6-3.5 мПа’ высоких температурах и скоростях сдвига

 

С: масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов.

      В классификации АСЕА 2004 введен новый класс С для low SAPS oils масел с пониженным содержанием зольных элементов в своем составе и с ограничением по содержанию фосфора и серы в связи с установкой на современные автомобили специальных устройств (для обеспечения норм по экологии) катализаторов нейтрализации отработавших газов, очень чувствительных к составу топлива и моторных масел, а именно, к продуктам их сгорания, попадающих в систему выхлопа.

 

С1,С2

Масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в высоко-

производительных бензиновых и дизельных двигателях с DPF* и TWC* * легковых авто-

мобилей и фургонов, допускающих применение масла с низкой вязкостью при высоких

температурах и скоростях сдвига выше 2,9 мПа*с. Увеличивают ресурс катализатора нейтра-

лизации отработавших газов типа TWC и фильтра DPF и обеспечивают экономию топлива.

С3

Масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в

высокопроизводительных бензиновых и дизельных двигателях с DPF* и TWC* * легковых

автомобилей и фургонов Увеличивают ресурс катализатора нейтрализации отработавших

 газов типа TWC и фильтра DPF и обеспечивают экономию топлива.

*TWC Three Way Catalyst трехкомпонентный каталитический нейтрализатор

** "DPF Diesel Particular Filter фильтр твердых частиц выхлопа дизельных дизельных двигателей.

 

Е: масла для мощных дизельных двигателей грузовых автомобилей, автобусов.

     Введены новые категории - Е6 и Е7, приравненные к категории API CI-4. Категории ЕЗ (перешла в категорию Е 4) и Е5 (перешла в категорию Е7) отменены.

 

Е2

Предназначены для широкого применения в дизельных двигателях с и без турбонаддува гру-

зовых автомобилей, работающих в средних и тяжелых условияхи с нормальным интервалом

замены. Масло категории качества SHPD, соответствует требованиям МВ 228.1, МАN 271

Е4

Масла с высокой стабильностью свойств, обеспечивающие отличную чистоту поршней эффек-

тивно снижают износ и препятствуют росту вязкости масла при накоплении сажи, устойчивы

к старению. Рекомендуются для дизельных двигателей, удовлетворяющих требованиям

Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4, работающих в особо тяжелых условиях. Обеспечивают

удлиненный интервал замены согласно рекомендациям производителя двигателя.

Подходят для применения в двигателях без фильтра твердых частиц выхлопа (DPF), для

некоторых двигателей с рециркуляцией выхлопных газов (EGR) и оборудованных селектив-

ным катализатором нейтрализации отработавших газов NOx (SCR NOx reduction system).

Соответствуют требованиям MB 228.5, MAN M3277.

Е6

Масла с высокой стабильностью свойств, обеспечивающие отличную чистоту поршней эффек-

тивно снижают износ и препятствуют росту вязкости масла при накоплении сажи, устойчивы

к старению. Рекомендуются для дизельных двигателей, удовлетворяющих требованиям

Euro 1, Euro 2, Euro 3 и Euro 4, работающих в особо тяжелых условиях. Обеспечивают

удлиненный интервал замены согласно рекомендациям производителя двигателя.

Подходят для применения в двигателях без фильтра твердых частиц выхлопа (DPF), для неко-

торых двигателей с рециркуляцией выхлопных газов (EGR) и оборудованных селективным

катализатором нейтрализации отработавших газов NOx (SCR NOx reduction system).

Особенно удовлетворяет требованиям двигателя, оборудованного фильтром твердых

частиц выхлопа и работающего на малосернистом топливе (максимум 50 ppm).

Е7

Масла с высокой стабильностью свойств, обеспечивающие особо высокую чистоту поршней

предотвращают полирование стенок цилиндров, износ и образование отложений в турбо-

компрессоре,уменьшают рост иязкости при накоплении сажи,устойчивы к старению.

 Рекомендуются для дизельных двигателей, удовлетворяющих требованиям Euro 1, Euro 2,

 Euro 3 и Euro 4, работающих в особо тяжелых условиях. Обеспечивают удлиненный интервал

 замены согласно рекомендациям производителя двигателя. Подходят для применения в

 двигателях без фильтра твердых частиц выхлопа (DPF), для двигателей с рециркуляцией

 выхлопных газов (EGR) и селективным катализатором нейтрализации отработавших газов

 NOx (SCR NOx reduction system).

 

     Помимо международных спецификаций по эксплуатационным свойствам многие изготовители двигателей имеют свои собствен­ные спецификации, которые включают показатели соответствую­щих методов моторных испытаний и оценку физико-химических свойств (коррозия,вспениваемость,совместимость с эластомерами и т.д. и т.п.)

Классификая моторных масел по эксплуатационым свойствам, применяемая в странах СНД

Группа

Рекомендуемая область применения

А

Нефорсированные карбюраторные и дизельные двигатели

Б1

Малофорсированные карбюраторные двигатели

Б2

Малофорсированные дизельные двигатели

В1

Среднефорсированные карбюраторные двигатели

В2

Среднефорсированные дизельные двигатели

В

Универсальное моторное масло для среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, предьявляющих повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений

Г1

Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих интенсивному окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению.

Г2

Высокофорсированные дизельные двигатели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих интенсивному окислению масла, образованию всех видов отложений,

Г

Универсальное моторное масло для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей

Д

Высокофорсированные дизели с наддувом, раблтающие в тяжелых эксплуатационных условиях, или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Е

Лубрикаторные системы смазывания цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы

Классификация SAE по вязкости для моторных масел по сравнению к ГОСТ

SAE

ГОСТ

Класс
вязкости

Вязкость
Кинемати-
ческая при
100оС
мм2/сек
min/max

Вязкость
низкотем-
пературная
для запуска
двигателя
mP.s(max)/oC/max

Вязкость
низкотем-
пературная
при -18оС
мм2

Вязкость кинематическая
при 100оС мм2

Класс
вязкости

0W

3,8/ --

3250/ -30

--

--

--

5W

3,8/ --

3500/ -25

1250

3,8

3з

10W

4,1/ --

3500/ -20

2600

4,1

4з

15W

5,6/ --

3500/ -15

6000

5,6

5з

20W

5,6/ --

4500/ -10

10400

5,6

6з

25W

9,3/ --

6000/ -5

--

--

--

20

5,6/ 9,3

--

--

5,6-7,0/6 |7,0-9,5/8

6 | 8

30

9,3/ 12,5

--

--

9,5-11,5/10 |11,5-13,0/12

10 | 12

40

12,5/ 16,3

--

--

13,0-15,0/14 |15,0-18,0/16

14 | 16

50

16,3/ 21,9

--

--

18,0-23,0/8

20

60

21,9/ 26,1

--

--

--

--

 

SAE

5W

10W

15W

20W

20

20

30

30

40

40

50

60

5W-20

10W-20

10W-20

10W-30

15W-30

15W-30

20W-30

20W-40

20W-40

ГОСТ

3з

4з

5з

6з

6

8

10

12

14

16

20

24

3з/8

4з/6

4з/8

4з/10

5з/10

5з/12

6з/10

6з/14

6з16

Соответствие групп моторных масел по ГОСТ и классификации API

ГОСТ

A

Б

Б1

Б2

В

В1

В2

Г

Г1

Г2

Д1

Д2

Е1

Е2

--

--

--

API

SB

SC/CA

SC

CA

SD/CB

SD

CB

SE/CC

SE

CC

SF

CD

SG

CF-4

SH

SJ

CG-4

Следует подчернуть, что речь в этих таблицах идет не об идентичности масел, а только об ориентировочном соответствии. 

 
« назад к списку статей