Масла для газовых компрессоров
Смазка трущихся деталей в компрессорах не вызывает особенных затруднений; сложность применения масел связана с опасностью попадания масла в компримируемую среду, особенно если такой средой являются окислители или агрессивные газы. Требования к маслу и критерии его выбора зависят от конструкции компрессора, природы сжимаемого газа, степени сжатия и температуры сжатого газа. Поршневые компрессоры обеспечивают наиболее высокие степени сжатия, и при их эксплуатации предъявляются наиболее высокие требования к маслу; средние степени сжатия в турбокомпрессорах обусловливают наименьшие требования к маслу. Ротационные и геликоидальные компрессоры с максимальным давлением менее 10 МПа и относительно низкими температурами сжатого газа занимают промежуточное положение по предъявляемым к маслу требованиям. Масло используют не только для снижения трения и износа, но также и для улучшения герметизации компримируемого пространства и его охлаждения. В некоторых поршневых компрессорах масло охлаждает поршни и в секции низкого давления.
Для компримирования углеводородных газов (природного, газов нефтепереработки) применяют полиалкиленгликоли или подобные им жидкости, плохо смешивающиеся с углеводородами (например, водные эмульсии). Низкая смешиваемость с маслом препятствует падению вязкости в компримируемом пространстве и вымыванию масла, приводящему к режиму сухого трения. В компрессорах, сжимающих галогены, компримируемое пространство смазывают пергалогеноводородами или серной кислотой.
Для компримирования кислорода часто применяют специальные компрессоры, работающие «всухую» (без смазки); поршни таких компрессоров уплотнены пластиками. В некоторых случаях их смазывают хлорфторуглеводородными маслами, водой или эмульсиями. Применение минеральных или воспламеняющихся синтетических масел может привести к взрыву и загоранию, особенно при высоких давлениях. Компримируемое пространство в компрессорах для сжатия С02 (при изготовлении напитков)по соображениям санитарии следует смазывать фармацевтическими белыми маслами соответствующей вязкости.
Большинство компрессоров применяют для сжатия воздуха; опаснось взрыва в них можно снизить выбором подходящего смазочного материала на основе минерального масла.С возрастанием температуры сжатого воздуха на выходе из компримируемого пространства повышаются требования к окислительной стабильности масла и его способности предотвращать осадкообразование. Эти требования стандартизованы в DIN 51 506 (см.таблицу).
По мере увеличения пожароопасности, связанной с применением масел в компрессорах для сжатия воздуха, повышаются требования к окислительной стабильности и склонности к нагарообразованию. Эти свойства оказывают исключительное влияние на возможность взрыва, особенно в воздушных распределительных линиях. В присутствии высокодисперсного оксида железа ускоряются процессы окисления и снижается температура воспламенения масел, находящихся под давлением . В условиях высокого давления и высокой температуры сжимаемой среды может произойти спонтанное понижение температуры воспламенения, особенно если сжимаемый газ не охлаждают по соображениям экономии средств или энергии.
Смазочные масла группы VD-L , отвечающие самым высоким требованиям, получают на основе высокоочищенных базовых масел с невысокой склонностью к нагарообразованию добавлением ингибиторов окисления и коррозии. Масла, к которым предъявляют меньшие требования, получают на основе рафинатов;
|
Температура в конце компримирования (°С) для компрессоров |
|
Группа масла |
передвижных, работающих в тормозных, сигнальных и других устройствах транспортных средств |
с накопителем сжатого воздуха |
VD-L |
До 220 |
До 220 |
VC VC-L VB |
До 220 |
До 160 |
VB-L |
До 140 |
До 140 |
|
Они содержат необходимое количество присадок. Согласно рекомедациям стандарта DIN 51 506 масла группы Н с соответствующей вязкостью применяют для смазки мобильных компрессорных установок на транспортных средствах или в цехах,
Ввиду высоких требований к качеству компрессорных масел испытывали также и синтетические смазочные материалы; они показали некоторые преимущества перед минеральными маслами . Требования к синтетическим компрессорным маслам еще не полностью разработаны и стандартизованы, для этого должны быть проведены более тщательные испытания, сопоставимые с практикой или приближенные к критическим условиям, Проведенные эксперименты показали, что критерии оценки и методики испытаний, принятые для компрессорных масел на минеральной основе, могут использоваться и для синтетических масел.Однако не исключена необходимость изменения требований.