К трансмиссионным маслам для АКПП (ATF) предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, чем к нефтепродуктам для других агрегатов, т.к. автоматические коробки передач включают в себя совершенно разнородные узлы: гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления. Высокие термические нагрузки (средняя температура масла в картере АКП составляет 80-90°С, а в жаркую погоду при городском цикле движения может подниматься до 150 °С), наличие различных материалов в парах трения (сталь-сталь, сталь-бронза, сталь-металлокерамика, сталь-фрикционный материал), специфические требования по вязкости (для смазыва-ния шестерен нужна высокая вязкость, а для нормальной работы гидротранс-форматора - низкая вязкость) заставляют выделять масла для автоматических коробок передач в отдельную группу смазочных материалов.
Масло для автоматических коробок передач должно охлаждать, смазывать, защищать от коррозии, передавать крутящий момент и обеспечивать фрикцион-ное сцепление, сохраняя свои эксплуатационные свойства и обеспечивая высокий КПД трансмиссии. В состав масел для АКПП входят антиокислители, ингибиторы пенообразования, противоизносные присадки, модификаторы трения и набухания уплотнений
Спецификации
Трансмиссионные масла для АКПП не имеют спецификаций как у моторных и трансмиссионных масел для МКПП типа SAE и АРI.Они классифицируются только по требованиям производителей автоматических трансмиссий.Самые распространенные - спецификации General Motors (DEXRON) и Ford (Mercon).
|
|||
|
«General Motors» |
|
«Ford» |
Год введения |
Наименование спецификации |
Год введения |
Наименование спецификации |
1949 |
Туре А |
1959 |
М2СЗЗ - В |
1957 |
Type A Suffix A (ATF TASA) |
1961 |
М2СЗЗ - D |
1967 |
Dexron |
1967 |
М2СЗЗ - F (Туре - F) |
1973 |
Dexron II С |
1972 |
SQM -2С9007А, М2СЗЗ - G (Туре - С |
1981 |
Dexron II D |
1975 |
SQM -2С9010А, М2СЗЗ - G (Туре - С |
1991 |
Dexron II E |
1987 |
ЕАРМ - 2С166 - Н (Туре - Н) |
1994 |
Dexron I II |
1987 |
Мегсоп (дополнена в 1993) |
1999 |
Dexron IV |
1998 |
Мегсоп V |
Европейские производители, как автомобильной техники, так и трансмиссионных масел, а также японские автомобильные концерны не имеют своих собственных спецификаций и руководствуются списками масел, одобренных ими к применению. В автоматических трансмиссиях большинством производителей современных автомобилей рекомендованы масла, отвечающие требованиям спецификаций Dехгоп II, III и Мегсоп (Ford Мегсоп), которые, как правило, взаимозаменяемы и совместимы. Масла, отвечающие требованиям последних спецификаций, например Dехгоп III, могут быть использованы для доливки или замены в механизмах, где ранее применялись масла соответствующие спецификации Dехгоп II , а в некоторых случаях и АТF - А. Обратная замена масел не допустима.
В целях идентификации и скорейшего обнаружения протечек масла для АКПП окашивают в красный цвет. Хотя эксплуатационный уровень ATF опреде-ляется спецификациями производителей автомобильной техники, значительная часть производимых масел используется в областях применения, отличных от АКПП, наример - в силовых коробках передач внедорожной строительной, сельскохозяйственной и горнодобывающей техники,в гидросистемах и рулевом управленн автомобилей и т.д.