Смазка холодильных компрессоров представляет собой особый случай, так как при этом следует принимать в расчет низкотемпературные характеристики масла и его совместимость с хладагентами. Как и в газовых компрессорах, смазка трущихся деталей холодильных компрессоров не вызывает затруднений. Диапазон применения холодильных масел очень широк: от небольших холодильников и кондиционеров с постоянной хладагента на весь срок службы до холодильных промышленных агрегатов и судовых холодильных установок. Для безаварийной работы установок в течение длительного срока очень важен правильный выбор смазочного масла . Рефрижераторная технология использует преимущественно компрессоры поршневого или ротационного типов; недавно в промышленных установках стали применять и геликоидальные компрессоры.
В настоящее время почти повсеместно — и на промышленных предприятиях, и в бытовых устройствах — в качестве хладагента применяют аммиак (для крупных промышленных установок) или маслорастворимые фтор- или хлорфторуглеводороды (фриген, фреон, арктон, хладон). На старых установках еще используют диоксид углерода; диоксид серы почти полностью вытеснен из употребления галогеноводородами, с которыми гораздо легче работать.
Холодильное масло, помимо смазки, должно отводить тепло и уплотнять компрессионную камеру и клапаны.Смазочное масло попадает из компрессионной камеры в систему циркуляции хладагента; отсюда его не удается полностью удалить даже с помощью масляного сепаратора, встроенного в линию. При испарении хладагента масло охлаждается до температуры испарителя. При этом оно должно сохранить текучесть, так как в противном случае невозможно возвратить масло из испарителя в компрессор. Так как холодильные компрессоры работают без доступа воздуха, окислительные процессы в масле очень незначительны, однако термические нагрузки весьма высоки. На крупных установках, работающих на аммиаке, температура при компримировании достигает 160 °С. На установках, где используют маслорастворимые хладагенты, температуры на 20— 30 °С ниже, однако в малых аппаратах они также могут достигать 150—160 °С. При применении масла с неудовлетворительными свойствами термические нагрузки могут привести к образованию углеродистых отложений и, как следствие, к износу и выводу из строя секций компрессора. Отложения могут быть обусловлены и применением уплотняющих материалов, содержащих маслорастворимые компоненты.
Высокая температура в секции компримирования может вызвать испарение легких фракций холодильного масла в секцию испарения и загустевание оставшегося масла. Но из-за лучшей текучести легких фракций установка может работать при более низких температурах испарителя, чем можно было бы рассчитывать, исходя из низкотемпературных свойств масла. Для работы всей установки в целом это явление безвредно. Масла с относительно высокой вязкостью предпочтительно использовать в компрессорах, работающих на маслорастворимых хладагентах, так как за счет растворения хладагента в масле вязкость последнего снижается, обеспечивая достаточные смазывающие свойства. Очень важны низкотемпературные свойства масел и их совместимость с хладагентами. Особое значение имеет совместимость с галогено- углеводородами (химическая стабильность при высокой температуре, растворимость на холоде). Вода отрицательно влияет на низкотемпературные свойства масла и может вести к реакциям с хладагентом, поэтому холодильные масла перед применением или испытанием должны быть тщательно высушены.
При низких температурах галогеноуглеводороды действуют на н-парафины как осадители; такое же действие они оказывают и так называемые масляные смолы (полярные полициклические соединения с атомами серы и кислорода). Осаждение из масла, разбавленного хладагентом, может произойти при температуре выше температуры помутнения неразбавленного масла. Это грозит забивкой управляющих систем и линий холодильной уставки и может отрицательно повлиять на теплообмен. Пригодность холодильного масла в этом отношении оценивают по содержанию нерастворимых с R12» (метод DIN 51 590, ч. 1/В. S, 2626,Приложение С). Mетод дает надежную формацию и для смесей с другими хладагентами подобного типа.Для температур испарителя ниже —30 °С применяют определение по методу DIN 51 590, ч. 2, с дополнительным охлаждением.Для очень низких температур определяют точки флокуляции DIN 51 351/Ashrae. Stand. 86—76).
Основной фактор, влияющий на смешиваемость масел с хладагентом, — их химическое строение: при средних концентрациях парафиновые масла хуже растворяются в хладагенте, чем нафтеновые и ароматические. Однако химическая стабильность высокоароматических масел невелика и достаточна только в некоторых случаях. Области несмешиваемости растут с увеличением вязкости, но эффект этот менее выражен, чем влияние химического строения. Рециркуляция масла из испарителя проходит легче, когда температура разделения фаз падает. Помимо смешиваемости имеет значение и вязкость смеси масло — хладагент, возвращающейся из испарителя в компрессор. Вязкость смеси зависит обычно от применяемого хладагента .
При контакте масла с галогеноуглеводородом очень важна химическая стабильность масла, так как реакции между маслом и хладагентом могут привести к образованию галогеноводорода, который снизит термическую стабильность масла и увеличит тенденцию к нагарообразованию. Безаварийной работы установки и длительных сроков смены масла можно ожидать только от применения масел, стойких к воздействию хладагентов даже при высокой температуре.
Химическую стабильность масел оценивают по методу «Fhilipp» (DIN 51 593).
Несмотря на то, что лабораторные методы дают ценную информацию о свойствах холодильных масел, необходимы также и эксплуатационные испытания в жестких условиях, особенно для новых разработок и малых герметичных аппаратов во избежание неправильных оценок.
Требования к холодильным маслам стандартизованы в DIN 51 503. В этом стандарте разграничены требования для масел, применяемых совместно с маслорастворимыми хладагентами (группа КС) и с нерастворимыми в масле (группа КА).
Холодильные масла представляют собой высокоочищенные минеральные масла, подобные белым; их обычно получают на нафтеновой основе и они не содержат присадок. Масла парафинового основания должны быть тщательно депарафинированы для лучшей совместимости с R12 и другими галогенированными хладагентами. Присадки, улучшающие низкотемпературные, антиокислительные и противоизносные свойства, в эти масла не добавляют, так как не давая особенных преимуществ, они создают опасность образования продуктов разложения, способных реагировать с хладагентами .
В случае повышенных требований к растворимости масел в хладагентах хорошие результаты дают так называемые «полусинтетические» масла (смеси минеральных масел и алкилбензолов). Их часто применяют, однако при этом требуются особенно стойкие материалы уплотнений. Неразбавленные алкилароматические соединения можно использовать в качестве «полностью синтетических» холодильных масел, но только после удаления вредных примесей . Синтетические и полусинтетические масла с высокой термической стабильностью и хорошими низкотемпературными свойствами хорошо смешиваются с хладагентами, проявляя некоторые преимущества перед минеральными маслами , особенно в соединении с хлортрифторметаном (R13). Сложные эфиры втор-бутилполикремниевой кислоты также подходят для применения в холодильных установках, работающих на R13. Они позволяют работать при более низкой температуре в силу превосходных низкотемпературных свойств и смешиваемости с R13; даже при температуре —100 °С масло возвращается из испарителя . Недостатком их является повышенная чувствительность к воде, способствующей шламообразованию в установках, работающих во влажной атмосфере. Полиолефины применяют в качестве холодильных масел в странах Восточной Европы . В США для специальных случаев используют полимерные фторуглероды.