Заказать звонок
Заказать обратный звонок

Спасибо, Ваша заявка принята.

В ближайшее время менеджер свяжется с Вами.

Главная / Статьи / ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

     Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозoв, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования. Трансмиссионные масла, как правило, представляют собой базовые масла (минеральные, синтетические или полусинтетические), легированные различными функциональными присадками.  

     В трансмиссиях наблюдаются все три режима смазки: гидроди­намический, контактно-гидроди­на-мический и граничный. Условия качения или скольже­ния, зависящие от конфигурации зубьев, фор-ма повреждений на поверхности зубьев, изменение эксплуатационных свойств масла во время рабо-ты - все это обусловливает работу большинства зубчатых передач в режиме смешанного трения. В за-ви­симости от скорости скольжения большая часть нагрузки воспри­нимается слоем масла в зоне за-цепления зубьев, остальная часть нагрузки передается через масло, заполняющее пространство у ножек зубьев.  

    Величина усилия, передаваемая трансмиссиями, может быть значительно увеличена применением соответствующего смазочного материала.

    Требования к трансмиссионным маслам.

    На правильный выбор трансмиссионных масел влияют различные факторы:

   - конструкция и компоновка - передаваемая мощность, ско­рость, соотношение скорости  скольже- 

      ния и окружной скорости, передаточное число, неточная соосность, материал зубчатых ко­лес, од-

      нородность этого материала;

   - технология производства - прецизионность изготовления ше­стерен, класс обработки поверхности

      зубьев, термическая обра­ботка, твердость поверхности;

   - коробка передач - жесткость, тепловые деформации, объем масла;

   - условия работы - скорость скольжения, нагрузка, вибрации, температура, нагрев извне;

   - совместимость с материалами — сталью, цветными металлами и легкими сплавами, пластиками,  

      материалом сальников, лако­красочными покрытиями.

     Критериями выбора трансмиссионных масел служат вязкость, температура застывания и темпера-тура вспышки. Основные показатели качества - скорость износа, нагрузка заедания, коэффициент трения и приработочные свойства. Вспомогательные показатели – вязкостно-температурные харак-теристики, химические свойства (коррозия, агрессивность по отношению к неметаллам), вспенивае-мость, высоко- и низкотемпературные свойства, окислительная стабильность, деаэрация, совмести-мость с материалами уплотнений.

.    С целью не утомлять читателя, в этой статье мы детальнее опишем только автотракторные трансмиссион-ные масла.Масла для редукторов, гидравлических муфт, гидротрансформаторов, автоматических трансмиссий и других передач требуют отдельной статьи.

     Автотракторные трансмиссионные масла для задних мостов и трансмиссий классифицируются по вязкости согласно SAE J 306 с или DIN 515512 и делятся 7 классов: 4-с индексом W (Winter)- и 3 летних. Если масло всесезонное, у него двойная маркировка, например, SAE 80W-90, SAE 75W (см.таблицу).

 

    Классы вязкости SAE для автотракторных трансмиссионных масел

 

Класс

Мах.температура при вязкости

Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с

вязкости

150 Па*с, оС

min.

max.

70W

-55

4,1

-

75W

-40

4,1

-

80W

-26

7

-

85W

-12

11

-

90

-

13,5

24

140

-

24

41

250

-

41

-

 

     Вязкость оказывает значительное влияние на несущую способность, легкость запуска, экономию топлива и легкость переключения передач. Высоковязкие масла могут вызвать вспенивание. Всесезонные масла обеспечивают легкость переключения передач и запуска, с одной стороны, и достаточную вязкость при повышенных температурах - с другой. Как правило, эти масла содержат присадки, улучшающие индекс вязкости, так как стабильность сопротивления к сдвигу и вязкостно-температурные свойства являются весьма важными характеристиками автотракторных трансмиссионных масел.

    В США применяют масла SAE 75W, 80W-90 и 85W-140 (всесезонные), которые удовлетворяют требова-ниям  американской военной спецификации MIL-L-2105C. Одно и то же масло можно использовать в течение всего года; эти масла имеют более длительные сроки смены и обеспечивают низкие потери на трение.  

    Европейской классификации пока еще нет, однако европейские изготовители трансмиссий разрабатывают собственные спецификации с учетом такого приме­нения.

 

 

     Свойства автотракторных трансмиссионных масел описаны публикациях API 1560 и в спецификациях MIL-L-2105, 2105В и 2105С.

     Классификации API GLl---GL6 (GL - смазочный ма­териал для передач) оценивает несущую способность масел по сравнению с эталонными маслами. Пригодность масел для прак­тических целей испытывают в автомобильных трансмиссиях и путем лабораторных испытаний. Все свойства, в том числе и про­тивозадирные, оценивают по методам CRC (Американского Коорди­национного Исследователь-ского Совета); испытания при высоком крутящем моменте и низкой скорости—по CRCL-37; испыта-ния при ударных нагрузках и высокой скорости — по методам CRCL-42 и FZG-L-42; испытания на коррозию во влажной атмосфере — по CRCL-33.

     Классификация АРІ для автотракторных трансмиссионных масел,условия работы, тип масел и концен­трация в них присадок приведены в таблице.

Классификация АРІ для автотракторных трансмиссионных масел

 

 

Условия работы масла

Тип передачи

Тип масла или спецификация

   GL-1         Легкие                        Спиральные конические, червячные,         Без присадок

                                                           ручное переключение

   GL-2        Средние                      Червячные (транспортные средства)        Специальное

   GL-3        Средние                       Спиральные конические, ручное               «Mild ЕР»

                                                           переключение

   GL-4        От легких до жестких   Гипоидные, ручное переключение            MIL-L-2105

   GL-5        Жесткие                            Гипоидные                                                   MIL-L-2105 В и С

   GL-6*       Очень жесткие             Гипоидные, максималь­ный уровень         ESW-M2C 105 А

                                                           эксплуатационных свойств                       (FORD)

 

* - В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс GL-5 полностью удовлетворяет всем требованиям. 

 

      Эти трансмиссионные масла выпускают преимущественно с серо- и фосфорсодержащими присад-ками и используют для заправки в трансмиссии на заводе-изготовителе и при эксплуатации. В нас-тоящее время масла, отве­чающие требованиям спецификаций API GL-3 и API GL-4/MIL-L-2105 и SAE 80W, применяют почти исключи­тельно для коробок передач, а масла по API GL-5/MIL-L-2105B SAE 90 — для задних мостов. Применение специальных масел для задних мостов предотвращает яв-ление заедания благодаря использованию соответствующих модификаторов трения. Произ­водители коробок перемены передач и задних мостов часто пред­почитают отдельные сорта масел и рекомен-дуют их для примене­ния. Пока невозможно применять одно и то же масло и в коробках передач и в задних мостах (особенно в случае гипоидных передач), Существующие для гипоидных передач масла с высоким содержа­нием присадок вызывают слишком большой износ синхронизаторов в коробках передач, выполненных из цветных металлов. Высокая стоимость синхронизаторов из износостойкой молибденовой стали препятствует применению универсальных трансмиссионных масел.Однако

тенденция к использованию единого масла в задних мостах и коробках передач существует.

     Общепринятая в странах СНГ классификация трансмиссионных масел отражена в

ГОСТ 17479.2-85, согласно которому, в зависимости от уровня кинематической вязкости при 100оС трансмиссионные масла делятся на четыре класса.

 

Класс вязкости

Кинематическая вязкость 
при 100 оС, мм2/c

Температура, при которой динамическая вязкость 
не превышает 150 Па.с, оС, не выше

9

6,00-10,99

-35

12

11,00-13,99

-26

18

14,00-24,99

-18

34

25,00-41,00

--

 

  В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам:ТМ-1...ТМ-5, указанным в данной таблице.

 

Группа масел по эксплуата-ционным свойствам

Состав масел

Рекомендуемая область применения

1

Минеральные масла без
присадок

Цилиндрические, конические и червячные передачи,работающие при контактных напряже-ниях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в обьеме до 90 оС

2

Минеральные масла с противоизносными присадками

То же,при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в обьеме до 130 оС

3

Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной 
эффективности

Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи,  работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и 
температуре масла в обьеме до 150 оС

4

Минеральные масла с противозадирными присад-ками высокой эффективности

Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в обьеме до 150 оС

5

Минеральные масла с проти-возадирными присадками высокой эффективности и многофункционального дейс- твия, а также универсальные масла

Гипоидные передачи, работающие с ударными 
нагрузками при контактных напряжениях выше
3000 МПа и температуре масла в обьеме до 150 оС

 

     В нижепреденной таблице дано примерное соответствие классов вязкости и эксплуатационных групп трансмиссионных масел по ГОСТ и группам классификации АРI и SAE J306C

    

Класс вязкости
по ГОСТ 17479.2-85

Класс вязкости по
SAE J306C

Группа
по ГОСТ 17479.2-85

Группа по API

9

75W

ТМ-1

GL-1

12

85W/85W

ТМ-2

GL-2

18

90

ТМ-3

GL-2

34

140

ТМ-4

GL-4

--

--

ТМ-5

GL-5

 

 
« назад к списку статей